Popular

воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Самый рождественский спор: где похоронили «первого»...




Самый рождественский спор: где похоронили «первого» Санта-Клауса?


Считается, что могила «первого Санта-Клауса» находится в Италии, однако турецкие власти – и некоторые археологи – полагают, что его кости до сих пор лежат в Анталии. 


Подробнее см.: https://www.nkj.ru/news/32865/ (Наука и жизнь, Самый рождественский спор: где похоронили «первого» Санта-Клауса?)


Сразу скажем, что ниже речь пойдёт не о самом Санта-Клаусе, а о его прообразе. Потому что сам Санта и его коллега Дед Мороз вполне себе здравствуют – иначе кто же нам каждый год приносит подарки? 


Считается, что прототипом Санта-Клауса был Николай Чудотворец, христианский святой, который жил и умер в Мирах (современный город Демре в турецкой Анталии). На Востоке его считают покровителем путешественников, а на Западе – покровителем детей. Именно он (по версии взрослых, а они ведь не будут врать) дарил ребятишкам подарки до Реформации. 


Правда, подарки он разносил 6 декабря, в «свой» день по церковному календарю. Сторонники реформации эту функцию поначалу передали младенцу Иисусу, но потом Святой Николай снова вернулся к своим обязанностями – однако теперь он стал дарить подарки в рождественские праздники. В Северной Америке Николай передал свои полномочия Санта-Клаусу. Образ рождественского дарителя там окончательно оторвался от церковных корней. 


Жизнь Николая Чудотворца полна всяких чудес (не зря же его так назвали), но приключения его ждали и после смерти, которая случилась в 343 г. Его похоронили в Мирах, в храме, которому дали его имя. Церковное предание гласит, что после смерти несколько верующих, приходивших поклониться его мощам, исцелились чудесным образом. 


После того, как слухи об этом широко разошлись, Миры становятся местом паломничества. Церковь много раз разрушали арабы. Византийский император Константин IX Мономах приказал окружить храм стеной, превратив его тем самым в монастырь. (Впоследствии город стал турецким, каковым и остается по сей день.) 


История с чудесами получила продолжение, когда святой якобы явился одному старцу и попросил тщательнее оберегать его мощи. Во всяком случае, так говорили моряки из итальянского Бари, которые в 1087 году задумали похитить останки (морякам, вероятно, хотелось, чтобы их город стал религиозным центром). 


Но у них были и конкуренты – венецианцы, которые собирались в Миры за тем же самым. Барийцы опередили их. Они связали монахов, разбили церковный помост, под которым была гробница, и забрали большую часть мощей. В могиле остались только мелкие фрагменты (называют даже точную цифру – около 20%). 


Их местные жители спрятали. Но где-то в 1099–1101 годах венецианцы выпытали (в прямом смысле), где находятся «остатки», и вывезли те самые 20% в родной город. С тех пор считалось, что «основная» могила Николая Чудотворца – в Бари, а «дополнительная» – в Венеции. 


В 1957 и 1987 году антропологи исследовали предполагаемые останки святого в обоих городах и объявили, что они принадлежат одному человеку. Недавно специалисты из Оксфордского университета объявили, что одна из костей, которая якобы принадлежала Николаю, датируется IV веком, что примерно соответствует времени смерти святого. 


Однако в этом году страницы газет и журналов облетела новость: «Найдена могила Санта-Клауса». Как мы уже отмечали, сам Санта-Клаус вообще-то не умер, но суть здесь в другом: дело в том, что под церковью Святого Николая в Мирах, возможно, нашли остатки более древнего храма и нетронутые могилы. 


Их обнаружили с помощью георадара. Это устройство посылает в землю электромагнитные волны, они отражаются от различных веществ и возвращаются к прибору. Разные вещества отражают волны неодинаково, что позволяет определить под землёй разные объекты, установить их форму, размеры и иногда – материал, из которого они состоят. 


Главное достоинство георадара в том, что предметы можно обнаружить, не проводя раскопки. Однако есть и серьёзные недостатки – без раскопок не всегда можно точно определить, что именно нашли (такой конфуз случился, например, с широко разрекламированными «тайными комнатами» в гробнице Тутанхамона). Другой минус заключается в том, что без раскопок нельзя точно датировать обнаруженное. 


Однако этими недостатками часто пренебрегают – всем же хочется сенсаций! Так поступили и турецкие археологи, правда, они всё же писали о своём открытии, как о «возможном». Их поддержали местные власти и всяческие СМИ (у них вопросов и сомнений, как всегда, намного меньше). 


По версии самих археологов, грабители из Бари якобы приехали в Миры тогда, когда старый храм вместе с могилой святого был разрушен, а на его место поставили новый. Монахи якобы обманули моряков, и те увезли в Италию останки какого-то неизвестного служителя церкви. Потом точно в таком же положении оказались и венецианцы. 


Адам Си Инглиш (Adam C. English), глава кафедры христианских исследований в Университете Кэмпбелла (Северная Каролина, США), относится к турецкому заявлению скептически. Материалы по археологии


Комментариев нет: